Экскурсия по площади Дурбар в Катманду: Джан Кути Махадева

Храм Джан Кути Махадева находится в южной части площади Дурбар, слева от выхода на улицу Мару Толе. Храм был построен в 15 веке в стиле шикхара (в переводе – «горная вершина»). Он сильно пострадал во время землетрясения 1934 года, но был восстановлен в прежнем виде. И сейчас, после землетрясения 2015 года в нем проводятся реставрационные работы.

Основное здание храма выстроено из кирпича и украшено лепниной, к нему пристроено крыльцо с колоннами, над которым расположен тимпан с изображением Шивы (Махадева – один из эпитетов Шивы, который переводится как «величайший из богов»). Внутри святилища находится шива-лингам, и говорят, что в день равноденствия он ярко освещен лучами восходящего солнца, которые попадают внутрь храма через окно. Происхождение названия Джан Кути

Экскурсия по площади Дурбар в Катманду: Ашок Винаяк

Совсем рядом с Лакшми Нараян Саттал к углу выходящего на площадь жилого здания «прилепился» необычный маленький храм. Покрытый позолотой, с отсутствующим навершием он одиноко стоит среди развалин других храмов, составлявших ранее его окружение. Это храм Ашок Винаяк, известный также как Мару Ганеша (Maru Ganesh), – одно из четырех наиболее важных святилищ бога Ганеша в долине Катманду. Отсутствие навершия на храме может свидетельствовать о том, что храм не был должным образом освящен, и не этот счет существует несколько объяснений. Согласно одному из них, навершие отсутствует потому, что храм первоначально был построен под деревом Ашока (дерево, под которым, согласно легенде, родился Будда Гаутама). Другая история пророчествует, что освящение храма произойдет, когда цена соли сравняется

Экскурсия по площади Дурбар в Катманду: Лакшми Нараян Саттал

Чуть южнее, а точнее юго-западнее девятиступенчатого «зиккурата», оставшегося от Маджу Девал, у самого края площади стоит ветхое трехэтажное строение, известное в народе, как храм Лакшми Нараян (в честь Лакшми – богини счастья и изобилия и Нараяны – воплощения бога Вишну). Однако, изначально это здание, построенное в 16 веке, не предназначалось для религиозных целей, а было общественным приютом, таким же, как Кастамандап или Сингха Саттал. Достаточно беглого взгляда на его конструкцию, чтобы этот факт стал очевидным. Хотя действительно рядом с этим местом, но много позже, существовал храм Лакшми Нараян, название которого перешло на здание приюта. Поскольку Лакшми Нараян Саттал создавался как гражданское сооружение, у него нет навершия, хотя впоследствии на крыше была установлена

Экскурсия по площади Дурбар в Катманду: храм Агам Чен

Агам Чен (Agam Chen/ Joshi Agan)

К западу от разрушенного Маджу Девал в один ряд с жилыми домами встроена трехъярусная пагода с украшенными деревянной резьбой окнами и балконами и навершием в виде калаша (сосуда для воды) под зонтом. Это частный храм Агам Чен, принадлежащий семье неварских индусов Джоши (Joshis) и используемый для исполнения ритуалов поклонения только членами семьи.Храм Агам Чен, площадь Дурбар, Катманду

Источник: https://commons.wikimedia.org

Экскурсия по площади Дурбар в Катманду: храм Шивы и Парвати

К северу от платформы разрушенного Маджу Девал можно заметить хорошо знакомые по многочисленным фотографиям белые изображения Шивы и его супруги, которые выглядывают из окон верхнего этажа небольшого храма, покрытого четырехскатной крышей с тремя золотыми башенками-шпилями. Это храм Шивы и Парвати, построенный в конце 1700-х во время правления Бахадур Шаха, младшего сына Притхви Нараян Шаха. Бахадур Шах был большим покровителем непальского искусства и ремесел. Именно ему принадлежала идея надстроить над павильоном семнадцатого века второй этаж, превратив его в гибридный храм, который бы сочетал неварский и раджпутский архитектурный стили. Первая из четырех ступеней платформы, на которой стоит храм, значительно шире остальных и часто используется в качестве сцены. Пять украшенных