Путешествия для дедушек и бабушек. Экскурсия по Вене (день 3)

Начало (день 1)                     Продолжение (день 2)

День 3. Архитектура (Продолжительность экскурсии – 8…10 часов, пешеходная часть – 5,7 км)

Маршрут и краткие комментарии:

1. Станция метро Karlsplatz

В последний день экскурсии по Вене мы наконец-то прогуляемся по Внутреннему городу (Innere Stadt), но начнем наш путь за его пределами, с площади Карлсплац (Karlsplatz). Площадь, как и находящаяся рядом церковь, носит имя Карла Борромео, святого, особо почитаемого в странах, где католическая церковь сумела восстановить свой престиж, серьезно подорванный в период Реформации.

Выйдя из метро, на несколько минут останавливаемся у модерновых  павильонов бывшего городского железнодорожного вокзала с характерным «золотым» декором – визитной карточкой архитектора Отто Вагнера и направляемся к доминирующему над площадью зданию Карлскирхе. По дороге можно провести ликбез по Реформации, Контрреформации и Тридцатилетней войне – главной войне Габсбургов.

Карлскирхе

2. Церковь Карлскирхе (Wiener Karlskirche)

Очень симпатичное произведение выдающегося австрийского архитектора Фишера фон Эрлаха, чей памятник мы видели в первый день у Ратуши. Барочное сооружение с греческим портиком и двумя «траяновыми» колоннами, которые издалека кажутся минаретами – ну как не порадоваться за патриарха габсбургского барокко, в самом конце своей жизни создавшего такой нескучный архитектурный шедевр. На мой взгляд, примерно так и должен выглядеть единственный за пределами Чехии храм, принадлежащий древнему, но малочисленному ордену, члены которого называют себя просто «крестоносцами» (чеш. Křižovníci).

В саму церковь можно не заходить, а сразу направиться мимо фасада главного корпуса венского технического университета в сторону здания Сецессиона.

3. Сецессион (Wiener Secessionsgebäude)

Сецессион

Венский сецессион, как национальная вариация на тему общеевропейского модерна, и само здание выставочного зала, как образец архитектуры модерна, – две прекрасные темы переплетающегося сюжета, который требует отдельного рассказа с непременным упоминанием вчерашнего Климта. Если ваши спутники остались под впечатлением от его картин в Бельведере, определенно стоит усилить это впечатление Бетховенским фризом.

4. Венская государственная опера (Wiener Staatsoper)

Венская государственная опера

Здание крупнейшего в Европе оперного театра, выстроенное в неоренессансном стиле, заслуживает внимания постольку поскольку, будучи в Вене, никак нельзя обойти вниманием величайших композиторов и исполнителей, которые жили здесь и творили музыкальную историю города и всего мира. Стоит рассказать, по крайней мере, о бессмертной троице классиков – Гайдне, Моцарте и Бетховене, о романтике Шуберте, о создателях всеми любимых оперетт – Штраусе, Кальмане и Легаре. Продвинутым любителям музыки можно напомнить о Шёнберге и Новой венской школе.

5. Галерея Альбертина (Albertina)

Альбертина

Посещению Альбертины можно, конечно, посвятить целый день, особенно, если ваши спутники неравнодушны к старой фотографии. А можно ограничиться 3…4 часами, в течение которых посмотреть изумительную коллекцию модернистского искусства, переданную музею супругами Батлинер, и увидеть, какими замечательными рисовальщиками были не только Дюрер, но и Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и даже Эгон Шиле.

6. Дворец Хофбург (Hofburg)

Хофбург

Выйдя из галереи, обходим дворцовый комплекс с северо-востока. Идти долго, и можно скрасить время историей самого дворца и рассказом о становлении, могуществе, распространении и постепенном дряхлении Габсбургской династии.

7. Церковь миноритов (Minoritenkirche)

Церковь миноритов

Одна из первых готических церквей в Восточной Австрии, была заложена, как и следовало ожидать не австрийцем, а чехом – королем Пржемыслом  Отакаром II. Редкий случай, когда надо обязательно зайти вовнутрь. Но сначала обращаем внимание на портал XIV века со сценой Распятия на тимпане. Внутри помимо мозаичной копии Тайной вечери Леонардо да Винчи, находим скульптуру Богоматери гениального флорентийца Антонио Росселино и рассказываем, почему на памятнике поэту Пьетро Метастазио изображены Моцарт и Сальери.

8. Церковь Мария ам Гештаде (Maria am Gestade)

Церковь Мария ам Гештаде

Еще одна старинная готическая церковь – Мария на берегу – с очень узким и слегка изогнутым нефом и узнаваемой колокольней начала XV века.

9. Церковь Рупрехтскирхе (Ruprechtskirche)

Рупрехтскирхе

И, наконец, самая старая церковь в городе, строгий романский силуэт которой вызывает невольное почтение. Колокольня XII века, древние витражи апсиды «Богоматерь на престоле с Младенцем» и  «Распятие» (XIII век) и деревянная статуя Святого Руперта XIV века – главные сокровища этого храма.

10. Собор Святого Стефана (Stephansdom)

Собор Святого Стефана

Направляемся в центр к главному собору города и страны и одной из самых высоких церквей в мире. Изумительный пример готической архитектуры, внушительный и наивный. Прежде чем заходить в собор, пройдемся снаружи вдоль его входных порталов XIV века, скульптурное оформление которых весьма любопытно. Как и любую готику, все это интересно рассматривать фигуру за фигурой, умиляясь прямодушию символического языка средневековых церковных мастеров. Начнем с Епископского портала, через который в храм должны были входить женщины; он украшен сценами из жизни девы Марии. Затем подойдем к центральному порталу, на тимпане которого изображена сцена Страшного суда во всей зоологической красе. И справа от него за углом – Певческий портал, украшенный эпизодами жизни святого Павла и предназначенный для входа певчих и прихожан сильного пола.

Возвращаемся к главному порталу и входим внутрь. В храме не так много шедевров, но опять же порассматривать их – одно удовольствие. Двигаемся по часовой стрелке и, если нет особого религиозного рвения, проходим мимо чудотворной иконы Пёчской богоматери и столпившихся около нее многочисленных туристов и верующих. Обращаем внимание на великолепные окна-розы, на старенькую (начало XIV века) статую Мадонны, барочный главный алтарь и останавливаемся около  деревянного Винер-Нойштадского алтаря, шедевра поздней готики. Насмотревшись на алтарные фигурки, идем дальше к Епископской кафедре и внимательно изучаем ее украшения со всей их символической нагрузкой.

11. Петерскирхе (Peterskirche)

Петерскирхе

В ста метрах от главного собора страны находится прекрасно вписанная в окружающий ландшафт барочная церковь, и вы заранее спланировали свою экскурсию так, чтобы оказаться в ней к началу концерта (расписание концертов - http://www.peterskirche.at/musik-kirche/). Концерт бесплатный, но как в любом культурном мероприятии под эгидой церкви пожертвования приветствуются.

12. Чумная колонна (Pestsäule)

Pestsäule

Идем к метро по пешеходной Грабен (Graben) мимо чумного столба – апофеоза высокого барокко. Рассматривать или нет бесконечные изображения гербов, святых и путти – решать вам.

13. Станция метро Stephansplatz

Наша трехдневная экскурсия по Вене завершена. Мы посетили ее главные музеи, увидели архитектурные шедевры и в завершение попали на вечер церковной музыки – а что еще можно было ожидать от бывшей столицы священной империи?

Карта:

Маршрут экскурсии по Вене (день 3)